• пятница, 26 Апреля, 05:30
  • Baku Баку 16°C

Альпинист Исрафил Ашурлы: “Как-то спросил об этом у жены...“

18 марта 2014 | 15:12
Альпинист Исрафил Ашурлы: “Как-то спросил об этом у жены...“
Альпинисты – незаменимые герои гор. Первыми альпинистами, которые покорили Эверест, были Эдмонд Хилари и Тензинг Норгей. А первым азербайджанцем, которому покорилась самая высокая вершина мира, стал Исрафил Ашурлы - член клуба "Семь Вершин", обладатель почетного звания "Снежный барс", покоритель Северного полюса. За эти заслуги он был удостоен медали "Тарагги".
- Исрафил, какой фактор внес основной вклад в ваши успехи к настоящему моменту?
- То, что зачастую я был первым из Азербайджана на той или иной горе, континенте или полюсе. Это заставляло меня приложить чуть больше усилий, чем в другое время, не отступать от намеченного. Ведь для нас это было впервые. То, что у меня получалось сразу, получало огласку и поддержку дома.
Если я зажег хоть в одном человеке желание пойти в горы, или совершить, что-то, выходящее за рамки обыденного, это классно. Хочется верить, что наши ребята сделают что-то уникальное, что еще никто не совершал до них. Без лишнего пафоса и политеса, только за счет целеустремленности, выдающихся личных качеств и цельности натуры.
- Какие ощущения от Сочинской Олимпиады? Аслан (старший сын) явно готовится к следующим олимпиадам, но уже не в качестве зрителя… Или мне показалось?
- Рад, что усилиями спортсменов и болеющих за альпинизм людей, мы смогли достойно представить в рамках культурной программы Олимпиады ледолазание. Это молодой и динамичный вид спорта. На искусственно возведенных конструкциях, среди которых была и ледовая башня (при температуре более +15!) сильнейшие ледолазы мира демонстрировали свое мастерство гостям и участникам Олимпиады. А также выступали наставниками для тех, кто хотел попробовать свои силы в ледолазании. И таких было великое множество. Более 2000 человек стали участниками уникального ледолазного фестиваля.
Перед самым отъездом в Сочи, мой старший сын попросил взять его на "олинпяду", я не стал отвечать отказом. Это были три классных дня, проведенных вдвоем вдалеке от дома, в совершенно необычной атмосфере. Сложно представить гамму впечатлений в голове малыша от увиденного. Он игрался с действующими чемпионами мира, катался на шее у одного из сильнейших альпинистов планеты, смотрел вживую соревнования в различных дисциплинах…
Сейчас он тараторит, что хочет быть олимпийцем. А мы, в свою очередь, этим пользуемся, когда он пытается отлынивать от тренировок по плаванию и акробатике. Говорим, что без них ему, увы, никак не добиться цели. Я планирую поехать на следующую Олимпиаду в Корею, возможно, Аслан и маленький Алишка составят мне компанию.
- Исрафил, как часто вы говорите вашим близким, как они вам дороги?
- Вот тут я, наверное, "сухарь". Возможно, я не так часто говорю вслух то, что чаще хочется слышать близким. Думаю, нельзя постоянно об этом галдеть. Они всегда со мной, в моем сердце. Отношения гораздо важнее слов.
- Какой он, домашний Исрафил Ашурлы? Помогает ли жене по хозяйству?
- Как-то спросил об этом у жены. Сказала, что помогаю (улыбается).
- Какой подарок вы и ваши мальчики преподнесли супруге, скажем, на 8 марта?
- Постарались подарить ей самый красивый субботний день наступающей весны.
- Есть ли у вас есть настоящие друзья? А настоящие враги?
- Конечно, есть. Как же без друзей?! Ценю, что они у меня есть. Я их приобретал, бегая мальчишкой по родному Баку, в тревожные для нашей Родины минуты, работая и живя вдали от дома, и, конечно же, совершая путешествия и восхождения в горах. Кого-то, увы, уже нет в этом мире, но они, по-прежнему, в моем сердце. Иногда внутри идет фоном диалог с кем-то из них…
А с теми, кто рядом, я счастлив делить каждую минуту, которую удается выкроить в хаосе повседневной жизни. Уже давно стерты границы и непонятно - друзья мы или братья. Наши семьи дружны. Двери наших домов, как и наши сердца, всегда открыты друг другу. Семейно проводим вместе короткие уик-энды и совершаем, почти табором, совместные путешествия.
Друзья внимательно следят за моими восхождениями, выискивая информацию в сети о погоде в тех местах, где я нахожусь и горных массивах. А по возвращению поражают меня осведомленностью о той или иной вершине, на которой мне довелось побывать.
Враги (пауза)… Настоящих врагов, в отличие от друзей, я не нажил. Есть, правда... Но врагами их не назвать. Так... мелкие пакостники (улыбается). Толком и не пойму, в чем причина их вражды. По сути, я не конфликтный человек и не могу похвастаться склонностью к интригам. Но жизнь такова, что обязательно наступит момент, когда тебе придется отстаивать свою позицию, и это кому-то понравится, а кому - нет. Но отношусь к этому философски. Возможно, вопрос лишь в том, что мне удалось в этой жизни, Милостью Всевышнего, сделать то, чего они сделать еще не смогли или уже никогда не смогут.
- Исрафил, говорят, что в жизни нужно попробовать всё. Есть ли вещи, которые вы никогда не попробуете?
- Мне никогда не нравилось это выражение. Представляете, до чего можно допробоваться?! (улыбается). Но, если говорить о том, что не хочется пробовать с точки зрения физической активности, то это, наверное, какой-нибудь фри-дайвинг или, скажем, марафон в пустыне (такой тоже бывает), да и керлинг меня тоже, скажем, не прельщает.
- На какой вопрос вам хотелось бы самому ответить, но вам его никогда не задают?
- Обычно все вопросы вокруг гор. И не удивительно, ведь много времени я проводил или провожу там. Но есть еще что-то, что жучком свербит внутри меня. И, наверное, вопрос мог бы звучать так: "Что бы ты хотел сделать необычного в своей жизни?"
А я бы ответил: "Переплыть Ла Манш, пересечь на лыжах Гренландию и попробовать пройти по маршруту Скотта в Антарктиде; гнать на нартах по крайнему Северу и гулять со своей семьей по альпийским лугам…"
- Высота, которую вы цените особенно высоко?
- Есть! Правда, я на ней еще не был. Это К2 (Чогори) – находящаяся в горной системе Каракорума, вторая по высоте вершина в мире. Это технически сложная и коварная гора. Она получила прозвище "Пирамида смерти". Гора требует многого, задавая высокую планку морально-волевых, физических качеств, а также высокого технического уровня подготовки восходителя.
- А какая гора ждет Исрафила Ашурлы в ближайшие годы?
- Годы?! Я бы говорил о ближайших месяцах (улыбается). Жду подтверждения от своего напарника, о его готовности отправиться в Гималаи. Если все получится, то попробуем силы на одном из восьмитысячников.
Но, увы, мне все тяжелее находиться в долгом расставании с семьей. И, возможно, время моих длительных экспедиций проходит. Но и в этом случае я буду адаптироваться, совершая короткие восхождения в Альпах или на Кавказе, оставляя больше времени для семьи.
- Какие люди, события, страны оставили след в вашей биографии?
- Если говорить о людях, то это те, кто так или иначе были моими менторами, наставниками, учителями, общаясь со мной, как с равным… Два моих школьных учителя по физике и физкультуре, преподаватели из родного АЗИ, мой первый инструктор по альпинизму и мой первый напарник по связке.
Наверное, самое магическое из того, что мне довелось увидеть своими глазами - это Антарктида. Это сон, ставший явью, не отпускающий и вновь зовущий. Край белого безмолвия и поразительной красоты. Но поверьте мне, что каждый из уголков нашей Планеты, где мне довелось побывать – прекрасен.
Day.az
banner

Советуем почитать