• пятница, 29 Марта, 04:07
  • Baku Баку 7°C

Альтернативный ресурс

04 декабря 2018 | 18:15
Альтернативный ресурс

НАУКА
Известный американский ученый, наш соотечественник Видади Юсибов в Америке живет более тридцати лет. Он возглавляет Фраунхоферский центр молекулярной биотехнологии США (Fraunhofer USA center for Molecular Biotechnology). Десять лет назад авторитетное научное издание Esquirer, тираж которого более 2 млн, признало его одним из десяти «самых обнадеживающих и прославленных» умов в американской науке и на основе определенного анализа включило Юсибова в десятку «светлейших умов США».
Журнал описал Юсибова как «замечательного гения», проиллюстрировав это материалами о том, как центр успешно и отличными методами борется с сибирской язвой, используя при этом «арендованные клетки» (выражение самого ученого) корня петунии. Кроме того, центр создает препараты, способные вылечивать раковые заболевания.
Лучший ученик лучшего учителя
Правда, пока это научное учреждение специализируется на раке шейки матки, но тем не менее, как утверждает сам руководитель, это может послужить отличной платформой для дальнейшей борьбы с другими раковыми заболеваниями, так как механизм действия и деления (амитотичным путем) раковых клеток в любой части организма практически одинаков. В числе его революционных работ - создание уникальной вакцины против так называемого птичьего гриппа. В.Юсибов не создавал лекарство, способное убить сам вирус, а пошел в обход этого вопроса. Ученый говорит, что вирус не опасен, пока не попал в клетку, а попадает вирус в тело в виде вибриона, который оснащен своего рода белковыми наростами, необходимыми еще спящему вирусу для создания разрывов в мембране клеток. По его словам, после создания отверстий этими наростами вибрион целиком попадает в клетку и начинает кодировать свои белки.
На родину впервые после эмиграции он приехал в 1997 году. С тех пор старается это делать по возможности часто. Мне удалось познакомиться с нашим прославленным соотечественником на одном из международных симпозиумов по фотосинтезу. И это неудивительно, ведь Видади Юсибов - один из лучших учеников нашего выдающегося академика Джалала Алиева.
Научная карьера до отъезда в Штаты складывалась у доктора Юсибова довольно успешно. В 1984 году после окончания биофака Ленинградского тогда еще госуниверситета вернулся в Баку, стал работать в биотехнологической группе сектора физико-химической биологии Академии наук Азербайджана, которым руководил академик Джалал Алиев. Молодому ученому предстояло заниматься выделением белковых продуктов, но поскольку в молекулярной биологии начиналось новое направление, Джалал Алиев предложил ему заняться экспрессией генов в трансгенных растениях. Для этого понадобилась учеба в аспирантуре Института молекулярной генетики АН СССР, по окончании которой, защитив диссертацию и получив ученую степень кандидата биологических наук, уже из Москвы он уедет в США.
Становление в новой стране не было особо трудным, ведь он прибыл в Америку по приглашению Университета Пердью штата Индиана, где стал заниматься разработкой растительных вирусов как векторов для производства белков. Затем получил должность ассистента профессора в Университете Томаса Джефферсона в штате Пенсильвания. А с 2001 года стал работать в Центре молекулярной биотехнологии, который специализируется на разработке технологий по производству вакцин.
- Видади муаллим, как он оценивает уровень нашей науки?
- Познакомиться с уровнем современной азербайджанской науки в области фотосинтеза мне довелось еще семь лет назад. Будучи в Институте ботаники, я познакомился и с новыми работами академика Алиева, и с сотрудниками, приехавшими из-за границы. Приятно было видеть, что страна прошла через трудности роста, сейчас идет такое бурное развитие во всех сферах. В институте создаются новые программы, по крайней мере я знаю пятерых сотрудников, которые работают по новым и очень актуальным направлениям фотосинтеза. В институт инвестируются приличные финансовые средства, покупается оборудование.
Родина - это незыблемо
- Что вам дали советская и азербайджанская научные школы для успешной карьерной реализации?

- Они научили меня увидеть или признать какую-либо проблему, концептуализировать ее и найти решение. И еще - обширную специализацию.
- Какая главная черта запомнилась вам в вашем учителе?
- Широчайший кругозор. У академика Алиева была привычка зайти к нам в лабораторию и бросить: «Давайте задавайте вопросы!». И мы, конечно, сразу старались воспользоваться этим. Каждый час, проведенный с ним, - это переход из прошлого в будущее науки. В результате я в течение короткого времени стал думать не как студент, а как профессиональный научный сотрудник. Не всем это удается, многим для этого требуются годы, и мне, конечно, очень повезло, что я на заре своей научной карьеры попал в такую практическую атмосферу, к такому сильному, признанному во всем мире научному руководителю. Мне посчастливилось начать свою карьеру с серьезной азербайджанской научной школы. Это во многом обусловило успех моей карьеры и дальнейшей жизни.
- По родине скучаете?
- Конечно. Есть вещи незыблемые, святые, не меняющиеся во времени и пространстве. Родина - это незыблемо. Азербайджану удалось сделать мощный прорыв, приблизиться к европейским стандартам и при этом не растерять своего национального лица, своей культуры, традиций и присущей только ему уникальности.
В последние годы Азербайджан, исходя из стратегической необходимости, активизирует связи с диаспорой, рассматривая ее как альтернативный ресурс развития собственной страны и как важного партнера по внешней политике, пытаясь с ее помощью укрепить свой международный авторитет. Азербайджан в своей диаспоральной политике расширяет и развивает связи с диаспорой, в частности, ее научной составляющей, преследуя далеко идущие цели. Научная диаспора для нашей страны имеет особое значение. Одним из первых подобных шагов эксперты называют создание в 2010 году в рамках Национальной стратегии развития науки Азербайджана в 2009-
2015 гг. портала научно-технической диаспоры Азербайджана, который призван сыграть роль платформы диалога и сотрудничества между диаспорой и учеными Азербайджана. По оценкам специалистов, накопленный за рубежом научный потенциал составляет одну из важных составляющих диаспоры, сформировавшейся в результате миграционных процессов.
Отметим, что подавляющее большинство специалистов, мигрировавших из Азербайджана сразу после распада СССР, предпочли уехать в основном в Турцию, Иран и Россию - тем более что у обо­сновавшихся в РФ специалистов не было языковых проблем. В конце 90-х карта азербайджанской научной диаспоры претерпела определенные изменения, она уже охватывала более широкие географические пространства - это страны Западной Европы, позже - США, Канаду и т.д. И для сотрудничества в разных форматах с работающими в научных учреждениях зарубежья специалистами и использования их потенциала Азербайджан стал предпринимать серьезные шаги. Хотя в плане рассеянности по миру наша научная диаспора имеет довольно широкую географию (от Северной Америки до Австралии), до сих пор за рубежом не созданы объединяющие специалистов диаспоральные научные структуры (Scientific Diaspora Organizations), что, безусловно, затрудняет консолидацию.
На уровне госполитики
Но несмотря на это, интеллектуальный потенциал современной азербайджанской диаспоры, по словам директора Института истории науки НАНА профессора Марьям Сейидбейли, который может быть использован для развития научной и инновационной сферы Азербайджана, значителен. «Сегодня азербайджанская наука, образование, культура и экономика встроены в масштабные интеграционные процессы, так как в современных условиях мобильность ученого является одним из важных слагаемых его успешной карьеры, - заявила она. - И государства, думающие о своем будущем, стараются с научной диаспорой поддерживать более тесные отношения. Хотя бы на время приглашать их на родину, чтобы опыт, знания передавали подрастающему поколению, так как использование мирового опыта научной диаспоры является ресурсом для социально-экономического и социокультурного развития».
Очень глубоко выразил эту мысль наш общенациональный лидер Гейдар Алиев, когда во время одной из встреч с представителями зарубежной диаспоры сказал, что не все люди в нашем глобализирующемся мире живут на своей исторической родине, но, имея азербайджанские имя и фамилию, можно прославить свою нацию и за ее пределами. Что и подтвердил еще один яркий представитель азербайджанской научной диаспоры - Назим Мурадов - доктор химических наук, профессор Университета Центральной Флориды, член Национальной академии изобретателей США и Совета директоров Международной ассоциации по водородной энергетике, редактор International journal of hydrogen energy. Его судьба немного схожа с судьбой нашего первого героя.
Профессор Мурадов тоже учился в Москве, в аспирантуре Института химической физики AH CCCP (лаборатория химических моделей биологических процессов), где одним из научных направлений было моделирование природного фотосинтеза и где он стал доктором наук.
В 1990 году его пригласили на работу во Флоридский центр солнечной энергии (ФЦСЭ) при Университете Центральной Флориды, где незадолго до этого была начата новая программа научно-исследовательских работ по солнечным методам получения водорода. В ФЦСЭ он продолжил и значительно расширил свои исследования по водородной энергетике, будучи на протяжении ряда лет научным руководителем нескольких исследовательских проeктов, финансируемых NASA, а также двумя министерствами США - энергетики и обороны. Вместе с коллегами из NASA разработали высокоэффективный сенсор для быстрого обнаружения малых утечек водородного топлива, который был испытан во время полетов космических кораблей «Шаттл». Эта разработка получила престижную международную премию R&D 100 и премию NASA за лучшее коммерческое изобретение года.
Вспоминая начало своей научной карьеры, профессор Мурадов говорит: «Мне очень повезло, что по распределению я попал именно в этот институт - флагман нефтехимии республики, славящийся своими научно-исследовательскими и технологическими традициями. Руководители института создали прекрасную творческую атмосферу, в которой молодые ученые имели возможность быстро «опериться», создать свою научную группу и направление и уже самостоятельно выйти на мировой научный рынок. Не случайно несколько моих бывших коллег по ИНХП работали и работают в передовых научных центрах США и других стран. Если я чего-то и добился, то только потому, что для меня подготовили плодотворную почву многие мои старшие коллеги и менторы, в числе которых - профессор Ниджат Везироглу (основатель водородного движения) и академик Муса Рустамов. В свою очередь, чтобы как-то вернуть свой долг, в течение многих лет я стараюсь распространять и популяризировать идеи водородной энергетики, чтобы заинтриговать и вовлечь молодые свежие силы и таланты в эту область в надежде, что они дальше понесут эстафету».
Галия АЛИЕВА
Статья публикуется в рамках журналистского конкурса, объявленного Фондом государственного содействия развитию СМИ при Президенте Азербайджанской Республики и посвященного 31 декабря - Международному дню солидарности азербайджанцев мира и Новому году.
(Тема №18. Elm və təhsilin inkişaf etdirilməsi).
banner

Советуем почитать