• пятница, 29 Марта, 20:02
  • Baku Баку 14°C

Экономическая революция исключена

12 декабря 2018 | 15:21
Экономическая революция исключена

КОММЕНТАРИЙ
Первым после выборов обещанием армянского премьера стала экономическая революция. Непонятно, что конкретно Пашинян имеет в виду под экономической революцией. Может быть, то, что полиция и чиновники будут брать меньше взяток с малого и среднего бизнеса, а может, он хочет притянуть капиталы армянской диаспоры? Но в любом случае при сохранении закрытых границ и нерешенности нагорно-карабахского конфликта настоящая экономическая революция в Армении невозможна.
Об этом заявил директор Института политических исследований Сергей Марков, комментируя победу блока Пашиняна «Мой шаг» на внеочередных парламентских выборах, добавив, что армянский лидер не дал шанса бывшей правящей Республиканской партии что-то предпринять, проводя чистки около республиканской элиты. Ибо определенную роль в том, что республиканцы не прошли в парламент, сыграл и арест Роберта Кочаряна. Правда, эта партия давно утратила доверие народа, а Пашинян попросту мстит ей под аплодисменты народа.
Почему союзники не поздравили Пашиняна первыми?
Коллективный Запад воспринял победу Пашиняна как триумф своего человека. Именно поэтому ЕС и США первыми поздравили Никола Пашиняна с победой и приветствовали выборы в Армении. Не для кого не секрет, что он является проамериканским политиком, хотя и старается усидеть на двух стульях. А Запад, видя это, рассчитывает на полный переход Никола Пашиняна в свой лагерь. Возможно, поэтому евразийские союзники не спешили поздравить армянского «коллегу». Российские аналитические круги считают, что отношения Армении с Россией будут только ухудшаться, так как Пашинян будет все больше и больше ориентироваться на США и ЕС.
Что касается карабахской проблемы, то, пользуясь народной поддержкой, он мог бы сейчас пойти на компромисс с Баку и вернуть Азербайджану для начала районы вокруг Нагорного Карабаха в обмен на деблокаду. Однако в период правления Пашиняна риторика Еревана в этом отношении лишь ужесточалась. С одной стороны, Пашинян хотел усадить за стол переговоров сепаратистов Нагорного Карабаха, с другой - продолжал вести переговоры в качестве стороны конфликта, представляя интересы «перевертышей» Нагорного Карабаха, которым в канун выборов объявил настоящую войну. Вместе с тем Нагорный Карабах, хотя полностью и зависит от Армении, имеет прямые связи с РПА, за что в принципе Пашинян и казнит сепаратистов. Однако РПА при сложившемся раскладе, когда репрессии в ее отношении имеют тенденцию к расширению, может полностью уйти с политической сцены, вынудив таким образом сепаратистское образование подчиниться Еревану. А еще в армянских кулуарах в последнее время муссируется тема Нахчывана, обнажая армянскую экспансию на Южном Кавказе. При этом Минская группа ОБСЕ, не подавая признаков жизни, пытается как-то переварить эту «новость».
Эксперимент Венецианской комиссии
Итак, в двух республиках Южного Кавказа - Армении и Грузии - с благословления Венецианской комиссии, которая в принципе курировала проект конституционных изменений в этих республиках, состоялся переход к парламентской республике, и теперь там самой сильной политической фигурой становится премьер-министр. Поскольку он является верховным главнокомандующим и полностью определяет внешнюю политику страны. Получается, что парламентская форма правления более отвечает европейским традициям, нежели президентская. Но это однозначно не так. И вот почему.
Большая часть экспертного сообщества уверена в том, что трансформации Грузии и Армении в парламентские республики осуществлены в условиях отсутствия устойчивой и сложившейся многопартийной системы, когда практически все парламентские партии нельзя таковыми считать, хотя бы потому что они не консолидированы и не демократичны по сути. У них нет видения дальнейшего развития страны, нет элементарной программы действий. Если учитывать, что в парламент Армении не вошла даже имеющая солидный стаж партия «Дашнакцутюн», то считать политические системы в Грузии и Армении парламентскими можно только условно, при ограниченных полномочиях президентов и ситуации, когда лидеры блоков или партий, ставшие главами правительств, представляют только интересы небольшой части общества, а не государства в целом. Да еще при полном отсутствии сплоченной и влиятельной оппозиции, готовой стать реальным противовесом официальной власти. Стало быть, говорить о победе парламентаризма в обозначенных республиках не приходится.
Интересно, что ранее Венецианская комиссия выражала готовность оказать правовую поддержку в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, но не получила от кого-либо, в том числе и от МГ ОБСЕ, соответствующего запроса. Получается, что, зная о поверхностном подходе этой комиссии к порученным делам, а еще об «особом ее интересе», Венецианской комиссии просто не доверили это первостепенной важности дело.
У кого «ключ» от армяно-турецкой границы?
Пашинян после выборов со свойственным ему пафосом заявил, что готов установить с Турцией дипотношения, но без предусловий и привязки к урегулированию карабахского конфликта. То есть если Армения готова установить дипотношения с Турцией без требования о признании «геноцида армян», то это можно считать серьезным изменением в политике Еревана. Однако на заявление Пашиняна о готовности нормализовать отношения с Турцией Анкара тотчас же ответила призывом освободить оккупированные азербайджанские земли, припомнив армянской стороне и о том, что она должна отказаться и от претензий по поводу событий 1915 года.
Армяне, как всегда, стали говорить, что, мол, «турецкая сторона должна показать более конструктивный подход, страны должны пойти на диалог. Блокада, закрытые границы невыгодны обеим сторонам». В первую очередь Армении, добавим мы.
Подобное заявление Пашиняна является грубо сконструированной ловушкой, рассчитанной на простачков. Поскольку, по признанию армянского политолога Левона Шириняна, «с точки зрения признания армянская сторона рассматривает геноцид в качестве отдельного, самостоятельного вопроса, который не имеет никакого отношения к политике. Продолжается то же самое, но с тем, чтобы признание геноцида в качестве предусловия для налаживания отношений с Турцией, официально не рассматривалось».
Дело в том, что такая нищая страна, как Армения, не может по определению наладить отношения с Турцией, выдвинув предусловия. А так как никаких изменений в концепциях старой и новой власти в Армении нет, то, думается, Пашинян поступает таким образом, чтобы сформировать доверие к себе. Он продолжает мыслить как революционный бунтарь, воодушевленный долларовыми бонусами в кармане. А ведь на популизме далеко не проедешь. Да и братскую Турцию на мякине не проведешь.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать