• четверг, 28 Марта, 15:06
  • Baku Баку 16°C

Пашинян уничтожил оппозицию, или Две пародии на альтернативу

20 декабря 2018 | 13:16
Пашинян уничтожил оппозицию, или Две пародии на альтернативу
Беспрецедентное количество мандатов в руках парламентского большинства – Никол Пашинян превзошел АОД и РПА в том, что сформировал неполитический парламент! РПА не хватило всего 0,3%, чтобы преодолеть необходимый барьер, бывшая партия власти набрала всего 4,7%, что в условиях тотального политического шантажа и очернительства – подвиг, передат «Голос Армении».
«В парламент прошли только те, кто не критиковал Никола Пашиняна», – констатировал N1 предвыборного списка блока «Мы» Арам Саркисян, а мы напомним, что только Левону Тер-Петросяну удалось набрать 83% на президентских выборах 1991 г., так что Пашинян уверенно следует по стопам своего учителя.
Идеолог «институциональной оппозиции», придя к власти, сделал все, чтобы свести на нет институт парламентской оппозиции. Напомню, что в результате выборов 2017 г., которые так ругала оппозиция, в парламенте 6-го созыва оказалась фракция «Елк» под руководством Пашиняна, а в новом парламенте, который все так хвалят, оппозиции нет вообще. Зато есть 2 пародии на альтернативу власти, одна смешнее другой: заявку на нишу парламентской оппозиции предъявили партия олигарха и партия ближайшего соратника Пашиняна.
Гагик Царукян и Эдмон Марукян не вправе претендовать на роль оппозиции, потому что эти претензии ничем не подкреплены. А сенсационное заявление лидера партии «Национальный прогресс» Лусине Ароян о том, что Марукян на заре революции отговорил ее от намерения стать частью движения Пашиняна и предложил пойти на переговоры с Сержем Саргсяном, уже поставило жирное пятно на политической репутации Марукяна. Заявление Ароян прозвучало на днях в эфире царукяновского телеканала. Соратники Гагика Николаевича с энтузиазмом трудятся над дискредитацией «Лусавор Айастан», и у них неплохо получается. Наблюдать за словесной дуэлью ППА и «Лусавор Айастан» без чувства гадливости, согласитесь, трудно, но какова оппозиция, таков и словесный поединок!
Пашинян сделал все, чтобы бывшая партия власти не прошла в парламент. Уничтожив институт реальной парламентской оппозиции, вождь революции тем самым угодил в собственноручно расставленную ловушку. Применительно к депкорпусу декабрьского розлива не будет действовать очень важная закономерность: шумный парламент – спокойные улицы. Улицы стали неспокойными спустя день после выборов. 11 декабря первую акцию в защиту второго президента провела на площади Республики и у стен Генпрокуратуры инициативная группа под руководством Армена Минасяна, который объявил о начале длительного этапа борьбы.
Лидер «Лусавор Айастан» после выборов заявил, что его партия будет «цивилизационной оппозицией». Что под этим понимать, никто не знает. Пока на слуху только публичная перебранка с ППА и заявление Марукяна о том, что новый парламент не свободен от влияния олигарха. Почему Марукян не протестовал против намерения Царукяна баллотироваться в парламент? Почему не требовал, чтобы ЦИК отказала олигарху в регистрации на основании главного принципа новой власти о разделении бизнеса и политики? Почему Марукян вспомнил о влиянии олигарха только после выборов? Ответ прост: потому что до выборов Пашинян сказал, что Царукян не олигарх, а «крупный собственник», а возразить Пашиняну Марукян не решился. Неужели кто-то после этого поверит, что в лице «Лусавор Айастан» парламент обрел настоящую оппозицию?
Партии Марукяна и Пашиняна исповедуют либеральные ценности и являются по сути прозападными. Ввиду абсолютного сходства между ними нет и не может быть политического противостояния. У Марукяна нет оснований называть свою партию оппозиционной. Просто ему не хватает мужества признать, что в парламенте 7-го созыва нет оппозиции! Кстати, среди рейтинговых кандидатов ППА наибольшее число голосов 9 декабря получил телохранитель Царукяна Эдуард Бабаян (тот самый Эдо), которого при новой власти сначала арестовали, а потом отпустили. Дело было до известного соглашения Царукяна с Пашиняном, в результате которого олигарх стал «крупным собственником», а его партия заняла второе место в парламенте 7-го созыва.
В том, что по итогам выборов 9 декабря сформирован неполитический парламент, сомнений нет ни у кого. Это значит, что внепарламентская оппозиция в новых условиях должна взять на себя роль главного оппонента власти и контролировать ее действия. Оказавшиеся вне парламента силы могут объединиться вокруг этой задачи и сформировать мощный полюс противостояния, пытаясь в результате упорной борьбы достичь проведения новых досрочных выборов после реформы избирательного законодательства и Конституции по части сокращения полномочий суперпремьера. Такая перспектива вырисовывается вполне отчетливо, ведь после выборов команда Пашиняна уже не сможет эксплуатировать тему контрреволюции и «отчаянного сопротивления осколков режима».
Заявление Эдуарда Шармазанова о том, что РПА продолжит политическую борьбу вне стен парламента, многих обнадежило. Не исключено, что бывшая партия власти не только окажется в авангарде этой борьбы, но и сумеет объединить под своим началом некоторые внепарламентские силы. 60 тыс. голосов в условиях Армении – серьезный показатель. Эти голоса РПА должна отработать и тем самым оправдать доверие избирателей, которые не побоялись проголосовать за нее в условиях тотального давления со стороны власти. В таких условиях каждый голос равен двум или трем голосам.
Согласно целому ряду прогнозов, если до весны новая власть не свершит обещанную экономическую революцию, то внепарламентские силы в случае консолидации могут поднять народ на борьбу с режимом Пашиняна, который ни на что, кроме репрессий под видом борьбы с коррупцией, не способен.
Костяк РПА, партия Гранта Багратяна, Раффи, Армен Мартиросян, лидеры новых партий Андриас Гукасян, Заруи Постанджян и другие отныне востребованы обществом в роли той оппозиции, которая сосредоточит все усилия на критике однополюсной власти. Кстати, Постанджян на днях объявила, что повторный арест второго президента состоялся с нарушением законности.
ППА, чей лидер объявил о готовности всегда быть рядом с Пашиняном, и люди Эдмона Марукяна в парламенте никогда реальной оппозицией не станут. Истории известны случаи превращения власти в реальную оппозицию. Примеров превращения карманной оппозиции в реальную так мало, что они только подтверждают правило. Очевидно, что все мандаты блока «Мой шаг» завоеваны Пашиняном, очевидно также, что фракция ППА будет соглашаться со всеми решениями правительства Пашиняна, а фракция «Лусавор Айастан» будет иногда выступать с критикой, которая не будет задевать премьер-министра. В этих условиях общественный спрос на внепарламентскую оппозицию может побить все рекорды. Политологи уже дискутируют по поводу нового качества уличной оппозиции.
До сих уличная оппозиция не могла влиять на политические процессы, после досрочных выборов ситуация будет меняться, и, возможно, уже весной внепарламентские силы проведут первые совместные уличные акции, которые удивят своей численностью.
И еще: премного ошибаются те, кто считает, дескать, настоящая оппозиция со временем может появиться внутри правящей силы. Отнюдь. Такое могло произойти внутри АОД потому, что в руководстве этой партии было много ярких личностей, а потому из аодовской «шинели» сначала вышла партия НДС Вазгена Манукяна, потом партия Эдуарда Егоряна, а затем и другие политические и общественные организации.
Среди тех, кого привел в парламент Пашинян, ярких деятелей нет, есть только послушные и безынициативные, которые прекрасно понимают, что обязаны мандатами только Николу, а без него ничего не стоят. Они будут держаться за своего лидера изо всех сил, понимая, что только от него зависят их личное благополучие и карьерный рост. Иными словами, вождь революции привел в парламент то самое «молчаливо-агрессивное» большинство, которое будет послушно нажимать на кнопки.
banner

Советуем почитать