• суббота, 20 Апреля, 09:55
  • Baku Баку 14°C

Не спеши, Донни!

03 января 2019 | 20:42
Не спеши, Донни!

ВЗГЛЯД
Похоже, наметилась корректировка очередного намерения президента США Дональда Трампа - на сей раз речь идет о его предрождественском приказе относительно вывода войск из Сирии в течение месяца.
Поговорка «семь раз отмерь, один раз отрежь», понятное дело, не для венценосных особ, однако шоумен, видимо, забыл, что он не коронованный самодур, а всего лишь главный менеджер заокеанской державы.
Удивительно, что он до сих пор сначала произносит «а» и лишь после этого едет совещаться, стоит продолжать или нет перечисление букв алфавита. Так оно произошло и на сей раз.
После своего приказа он убыл в Багдад, где встретился с Полом Лакамерой, командующим операцией «Непоколебимая решимость» против так называемого «Исламского государства» (ИГ), и генерал сумел убедить президента, что для полного вывода войск с соблюдением мер безопасности потребуется не менее четырех месяцев.
На том и порешили
Итак, 2 тыс. американских солдат и офицеров покинут Сирию не в январе, а минимум в апреле-мае. Ясное дело, дядюшка Скрудж в своем амплуа на днях дал пространное интервью телеканалу Fox News, в котором заявил, что никогда не выступал за поспешный вывод войск из страны. «Мы уйдем из Сирии... Но, как предполагалось изначально, мы должны были находиться там от трех до четырех месяцев, причем это надо было сделать четыре или пять лет назад», - сказал он, подтвердив и в Twitter свои новые планы насчет «медленного выведения войск» из ближневосточной страны.
Наверное, американцы привыкли к тому, что в нынешней ситуации короля играет исключительно свита, поскольку местная общественность предпочитает прислушиваться не к Трампу, а к официальным чиновникам. Например, после его скоропалительного поздравления в адрес солдат, «которые будут справлять Рождество в кругу семьи», пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс специально прокомментировала это заявление, подчеркнув, что победа над ИГ не означает прекращение существования коалиции, и что США «продолжат защищать свои интересы в регионе совместно со своими союзниками, чтобы лишить радикальных исламских террористов территории, финансирования, поддержки и способов проникновения через наши границы». Как видите, это более прагматичный и внятный текст, означающий совсем иные цели, - в нем проглядывается и элемент арабо-американского взаимодействия, и «турецкий гамбит», и даже антииранская риторика.
Кстати, накануне Нового года первая группа военнослужащих США из 50 человек уже отправилась на родину. Как сообщило информационное агентство Anadolu, в провинции Эль-Хасаке они разгрузили склад с оружием и боеприпасами, предназначенными для «Сирийских демократических сил», а точнее, для их боевиков - так называемых «Отрядов народной самообороны», которые, кстати, тоже являются террористами, поскольку представляют собой местное ответвление террористической организации «Курдская рабочая партия». А потому сказать, что решение Трампа о выводе войск было воспринято неоднозначно в Вашингтоне, значит, ничего не сказать. В этом плане показателен комментарий сенатора от республиканской(!) партии Линдси Грэма, в которой состоит сам президент. По его словам, уход солдат заокеанской державы станет большой победой для ИГ, Ирана, Башара Асада и России. «Я боюсь, что это приведет к разрушительным последствиям для нашей нации, региона и всего мира. Теперь нам будет сложнее найти партнеров, готовых противостоять радикальному исламу. Кроме того, вывод войск из Сирии можно будет расценивать, как признак слабости Штатов в вопросе сдерживания «иранской экспансии», - заявил он.
Тем временем Reuters распространило сообщение о том, что американское командование, планирующее порядок вывода войск из Сирии, готовит рекомендации для Белого дома о передаче вооружения военнослужащих США курдским боевикам. Источники издания утверждают, что намерение оставить оружие им является частью плана по выводу американского контингента из Сирии. И что переговоры в Пентагоне по этому вопросу находятся на ранней стадии, окончательное же решение по обеспечению террористов оружием пока не принято, но план действий будет представлен Трампу в ближайшие дни.
Надавить на Анкару
Очевидно, что если Белый дом все же позволит Пентагону оставить курдам оружие, это вызовет возмущение команды президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Как известно, Анкара запланировала проведение военной операции в Сирии, направленной и против сепаратистов, и против ИГ, однако после переговоров Ак Сарая с Белым домом, включая самих глав государств, было принято решение вывести из Сирии американский контингент, а турецкое наступление временно отложить.
Теперь же, после такого рода намерений Вашингтона, турки продолжают стягивать армейские подразделения к южным границам, где уже отмечено передвижение войсковых колонн армии братской страны, включающих в себя большое количество бронетехники.
Накануне министр обороны Турции Хулуси Акар прибыл на север провинции Алеппо, где в сопровождении начальника Генштаба Яшара Гюлера и ряда других командиров почтил память Сулейман шаха (деда Османа I Гази - основателя Османской империи) на его могиле в селе Ашмех, что в 30 км от турецкой границы.
Кстати, глава турецкого оборонного ведомства перед этим провел телефонную беседу с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, в которой было заявлено, что эта часть Сирии является «суверенной территорией Турции». Кроме того, Хулуси Акар сказал, что именно они займутся борьбой с ИГ, а не арабо-американская коалиция.
Точка зрения
На вопрос о перспективах противостояния Анкары и Вашингтона глава Исследовательского центра «Атлас» политолог Эльхан Шахиноглу в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» сказал, что у США нет крупного военного контингента в Сирии:
- Требование о его выводе было выдвинуто давно, в том числе Турцией, так как американцы поддерживали КРП и ее сирийских союзников. Думаю, Трамп принял правильное, но запоздалое решение, так как после вывода войск там может образоваться некий вакуум. Курдские террористы хотят начать переговоры с режимом Асада, чтобы заручиться его защитой от турецкой армии, что приведет к возникновению цепной реакции. Кроме того, сепаратисты уже ведут переговоры с русскими и даже французами, чтобы турки не входили в контролируемые ими территории. Потому Анкара намерена после ухода «гринго» провести военную операцию, так как террористы контролируют до трети самых плодородных земель Сирии.
Скорее всего Трамп и Эрдоган согласовали график и последовательность вывода войск. Так, после телефонного разговора накануне Эрдоган с уверенностью заявил, что приступит к проведению операции на восточном берегу Евфрата, после чего президент США в своем аккаунте в социальной сети отметил, что Америка покидает Сирию. Дело дошло до того, что министр обороны США Джеймс Мэттис и советник по борьбе с ИГ подали в отставку.
В сущности Трамп подходит к решению многих проблем, как бизнесмен, то есть с точки зрения извлечения дивидендов. Министр обороны потому и подал в отставку, что Трамп не принял во внимание геополитических интересов Америки, положив конец пребыванию в Сирии и оставив своих союзников (КРП и ее сирийских филиалов) лицом к лицу с турецкой армией. С моей же точки зрения, заокеанская держава не понесет от этого больших имиджевых и прочих потерь, поскольку имеет массу рычагов влияния на ситуацию, даже с учетом того, что в регионе успех развивают Россия, Иран и Турция.
США - сверхдержава с монополией на резервную мировую валюту, мировые СМИ и интернет, а потому не суть важно, будет ли она физически присутствовать в Сирии или нет. Также хотел бы отметить наличие там американских логистических центров, что также важно для долгосрочного воздействия. Правда, в случае, если заокеанская армия выйдет, а Турция приступит к операции против террористов, физическому присутствию Вашингтона там придет конец. Однако нет худа без добра, поскольку Анкара все же является надежным союзником по НАТО и не собирается менять вектор военно-политического развития.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать