• пятница, 29 Марта, 10:04
  • Baku Баку 5°C

Смесь революции и бунта

04 января 2019 | 12:12
Смесь революции и бунта

ТЕМА
Помнится, под занавес уходящего года президент Франции Эммануэль Макрон на встрече с французскими военнослужащими в Мали пообещал «как следует наказать участников движения «желтые жилеты» за их неповиновение, погромы, поджоги и т.д.».
При этом он не посчитал нужным сказать и нескольких слов об истинных причинах неадекватного поведения участников протестных акций. Также он не предложил богатым французам, банкирам, биржевикам, руководителям крупнейших компаний реально оценить бедственное положение трудящихся и найти возможность повысить зарплату людям труда, сократить рабочее время или даже в шутку не сказал: «Ребята, давайте скинемся все понемногу и поделимся с теми, кому мы на самом деле обязаны своим богатством. Ведь они, «желтые жилеты», создают все блага для общества, государства, для каждого бизнесмена, это благодаря им мы такие богатые, живем припеваючи, не ограничиваем себя ни в чем. Так давайте решать возникшие проблемы населения сообща, вместе».
Это было бы здорово, и сняло бы в высшей степени напряженность между властью и огромной частью населения страны…
Ан нет, Макрон целиком возложил всю ответственность за происходящие во Франции беспорядки на тех, кто на самом деле является жертвой, а никак не причиной собственного плачевного положения, нищеты, беспредела и непомерно тяжелого налогового бремени. Ведь, действительно, «желтые жилеты» могли бы спокойно жить, отдыхать, как все остальные представители среднего класса, а не бродить на улицах в холод, без нормальной пищи, воды, туалетов, в конце концов.
Игнорирование всего этого, как минимум, не делает чести политику, тем более в статусе президента, который несет большую ответственность за граждан, вверивших ему судьбу страны. Ведь именно он наделен верховной властью - главным орудием управления всей страной.
Получается некий порочный круг, который уже пора разорвать, ибо время не ждет. В такой светской стране, как Франция, в отличие от, допустим, Индии, некоторых мусульманских стран, есть две главные касты: первая - это власть имущие, вторая - богатством владеющие. Третья каста - это те, кто фактически работая на вышеупомянутые, сами своим трудом добывают все богатства и, имея только мизерную часть этого добра, с большим трудом сохраняют свои силы. Силы на то, чтобы изо дня в день вновь идти на работу и вкалывать на благо хозяина. А когда дело касается оплаты его (рабочего) труда, то тут 90% достается хозяину.
Власть имущие, будь то президент или глава правительства, выступают в роли защитников не всего населения, то есть своих избирателей, а лишь бизнесменов, богатых, банкиров. Честно говоря, у власти и нет иных вариантов. Она полностью зависит от капиталистов-богатеев. Это они привели президента и иже с ним к власти, чтобы они обещали народу надежду на лучшее «будущее». Этого вполне достаточно. Потом его, президента, и его правительство заменят другими, более красиво говорящими, многообещающими, покладистыми, которым поначалу придется верить.
Хорошо это или плохо - вопрос непростой, не поддается логике Аристотеля - черное, белое… Надо найти ту возможную «золотую» середину, так называемую линейную логику, которая могла бы, не разрушая созданного, показать пути решения проблем бедных, социально незащищенных слоев и при этом несильно надавить на владельцев капитала - бизнесменов. Ведь деньги-то у них. Их, имеется в виду денег, может быть или совсем много, или во всяком случае, вполне достаточно для того, чтобы хорошо жить… Остается лишь получить ответ на сакраментальный вопрос: «Кому хорошо жить?»
Даже если кто-либо и сможет ответить на этот вопрос, он не захочет этого сделать, особенно кто-то из властных структур. Ибо те, кто сознательно или нет, попался на крючок и принимал участие в разрушительных акциях, не предложат реальных вариантов для того, чтобы избежать кровавого противостояния с властью, которая, в принципе, призвана защищать тех, у кого больше богатства и от кого зависит благосостояние власть предержащих, а не всего общества.
Весь драматизм нынешней ситуации в странах Европы, во Франции в частности, таится в чувствительном моменте истории взаимоотношений капитала и тех, кто своим трудом его создает, но в недостаточной мере им владеет, чтобы нормально, по-человечески жить, работать, созидать, сохранить семью, прокормить и вырастить детей. В случае с Францией ситуация еще хуже - там образовалась смесь революции с бунтом обездоленных, лишенных и работы, и достаточных средств к существованию… Они-то и совершают погромы, поджоги, стычки с полицейскими… Им нечего терять. Ведь даже в местах заключения им спокойнее, чем на свободе, но без крыши над головой...
Эту деликатную задачу раньше решали священники или посредники, те же политики, которые могли повлиять и на бизнесменов, и держать в повиновении 75% населения. Они сохраняли социальный баланс в обществе. Сегодня от этого выиграли бы все стороны. Но правительство фактически свело на нет авторитет католической церкви посредством таких желаний, как культивирование однополых браков, свобода от моральных установок религии и т.д. Как и везде на Западе, и тут налицо дефицит авторитетных политиков, общественных деятелей. Но есть еще и профсоюзы. В странах ЕС профсоюзы - серьезная сила, с которой приходится считаться как власти, так и бизнесу… Во всяком случае, недавние события во Франции подтвердили это. Однако профсоюзы в своем большинстве поддерживают протестующих.
Сегодня политики и бизнесмены в Европе очень уязвимы. У них нет должной поддержки ни от народа, ни от соседей, ни от партнеров по несчастью - членов ЕС. Сам ЕС в замешательстве, принимать чью-то сторону этот высший орган Европы не в состоянии. ЕС не был рассчитан ни на противостояние развалу, ни для решения серьезных социально-экономических проблем. Пример тому - Греция, Португалия, Брексит англичан. А теперь еще и проблемы бюджета Италии, территориальные споры в Испании (проблема независимости Каталонии), Косово, Нагорном Карабахе, в Украине и, конечно, на Большом Ближнем Востоке, и масса других серьезных проблем, созданных в большинстве случаев им же самим. ЕС - это 27 государств, значит, 27 позиций, мнений, интересов. К тому же не все они вольны сами решать за самих себя, без согласования с «друзьями» из-за океана. Поэтому ждать каких-либо конструктивных советов от ЕС Макрону не приходится. Решать проблемы страны, президентом которой он сегодня является, надо самому. Да и не у кого попросить совета. Меркель, Мэй… так они сами нуждаются в советах.
Этого самого ныне дефицитного продукта - совета - не хватает на всем пространстве не только Европы, но и Запада в целом. Ситуация тупиковая.
Во Франции должен быть найден универсальный принцип решения таких противоречий власти и народа, чтобы другие страны ЕС могли бы воспользоваться им в своих интересах. Ведь, рано или поздно, ситуация, характерная для сегодняшней Франции, может, причем даже в худшем варианте, повториться в других странах Европы.
Сегодня от того, насколько удастся Елисейскому дворцу уладить противоречия между властью и протестным движением «желтые жилеты», зависит в конечно счете судьба самого Европейского Союза…
Рафик АЛИЕВ,
доктор философских наук, профессор
banner

Советуем почитать