• пятница, 29 Марта, 14:06
  • Baku Баку 14°C

Унижение в Анкаре

10 января 2019 | 12:13
Унижение в Анкаре

ПОЗИЦИЯ
Рассчитывать, что Анкара будет сидеть сложа руки в ожидании, когда «Рожава» найдет свое физическое воплощение, было бы величайшей наивностью. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не только отказался принимать помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, но и публично отчитал его в день визита в Турцию, назвав его позицию по ситуации в Сирии неприемлемой.
«Болтон совершает серьезную ошибку, его заявление неприемлемо. Террористические организации не представляют курдов. Те, кто распространяет ложь о том, что Турция убивает курдов в Сирии, пытаются играть на настроениях мирового сообщества», - заявил Эрдоган, выступая перед парламентской фракцией правящей Партии справедливости и развития.
Как уже сообщала газета «Каспiй», Болтон прибыл в турецкую столицу из Израиля, хотя изначально предполагалось, что свое ближневосточное турне он начнет с визита в Анкару, поскольку именно после переговоров Эрдогана и президента США Трампа, в ходе которых была достигнута договоренность о выводе американских войск, Турция отложила боевую операцию в Восточной Сирии. А точнее, на левом берегу Евфрата, где Вашингтон поддерживает СДС (Сирийские демократические силы, основу которых составляют ОНС (Отряды народной самообороны) - боевое крыло партии «Демократический союз» - сирийское ответвление террористической организации «Курдская рабочая партия (КРП).
При этом на итоговой пресс-конференции по результатам встречи с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху Болтон не только заявил о зависимости сроков вывода американских войск из Сирии от ликвидации оставшихся боевиков террористической группировки так называемого «Исламского государства» (ИГ) в стране, но и настаивал на обеспечении безо­пасности ОНС от возможных действий со стороны Турции.
Именно по этой причине турецкий президент и вынужден был дать отповедь Болтону и дать ему понять, что Турция «в ближайшее время перейдет к решительным действиям по нейтрализации террористов в Сирии».
Стоит также заметить, что для достижения максимально унизительного эффекта для США статус турецкой делегации был подчеркнуто занижен по рангу представленных в ней официальных лиц - заместителя главы МИД Седата Онала, заместителя министра обороны Юнуса Эмре Караосманоглу и заместителя главы MİT (Национальной разведывательной организации) Джемалеттина Челика. Возглавлял же делегацию пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын, что тоже недвусмысленно демонстрировало отношение Анкары к этим переговорам.
С американской стороны, помимо Болтона, в ней приняли участие председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США Джозеф Данфорд, спецпредставитель Госдепартамента по Сирии Джеймс Джеффри и др. высокопоставленные чиновники.
Очевидно, что рассчитывать при таких исходных данных на достижение какого-то результата было бы странным. Поэтому Болтону пришлось испить горькую чашу публичного унижения. А ведь договоренности по Сирии, достигнутые Эрдоганом и Трампом во время встречи на полях саммита G-20 в Буэнос-Айресе, а затем в ходе целой серии телефонных переговоров, предполагающие вывод американского воинского контингента из этой страны и передачу «ответственности за происходящее там» Турции, не противоречили интересам США.
Ситуация с поддержкой сепаратистских устремлений ОНС (чем, собственно, и был занят американский контингент) зашла в тупик и не имела перспектив развития. Кроме того, ее развитие последовательно превращало Турцию - одного из важнейших американских союзников во врага. Выводя же контингент с Севера Сирии, Вашингтон не только не терял влияния в регионе (военное присутствие обеспечивают базы в соседних странах), но и приобрели бы известную свободу маневра. При этом неизбежное столкновение интересов Турции, Ирана и России неминуемо привели бы к распаду этого ситуационного альянса. Однако такая логика не была принята той частью окружения Трампа, тесно связанной с Израилем, который видит в курдах важный инструмент против Ирана, Сирии и Турции.
Потому-то приближенными Трампа были предприняты серьезные усилия, чтобы сорвать его договоренности с Эрдоганом. В этом, собственно, и заключалась цель визита Болтона в Анкару.
Очевидно, что Эрдогану обсуждать с советником пересмотр достигнутых договоренностей было совершенно ни к чему. Тем более что обеспечивать безопасность ОНС он вовсе не собирается (а именно этого собирался добиться Болтон), а наоборот, намерен уничтожить.
Таким образом, в Вашингтоне создалась весьма пикантная ситуация - если Болтон действительно говорит от лица Трампа, тогда президенту нужно выступить перед нацией и объяснить причины изменения политики. В противном случае Трамп должен вызвать Болтона назад в Вашингтон и заявить ему, что у него для сбора своих вещей есть десять минут, после чего он должен будет покинуть территорию Белого дома.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, период, предшествовавший визиту в Анкару советника президента США Джона Болтона, характерен тем, что Турция на самом деле вела с американской дипломатией определенные переговоры на предмет перезагрузки отношений:
- И, кстати, освобождение из-под ареста американского пастора Эндрю Брансона, обвиняемого в причастности к попытке государственного переворота 16 июля 2016 года, был весьма благоприятным фоном для того, чтобы процесс перегрузки был запущен. Но у этой перезагрузки оказались серьезные противники как в самой администрации президента США Дональда Трампа, так и вне ее. Если говорить о персоналиях тех, кто препятствовал перезагрузке внутри администрации, то можно строить множество различных предположений.
Что касается внешних сил, то самым главным противником нормализации отношений Анкары и Вашингтона является Израиль. Так, перед визитом Болтона в Турцию израильская дипломатия сделала все возможное, чтобы минимизировать его результаты. Накануне своего визита Болтон фактически слово в слово повторил фразу премьер-министра Биньямина Нетаньяху, а до этого - министра юстиции Израиля Айелета Шакеда, что якобы «турки убивают курдов». Очевидно, что одно это пустило весь этот визит под откос.
Это говорит о том, что визит был подготовлен не профессионально и Болтон просто потерял впустую время, что гораздо хуже «потерял лицо». По сути дела, те предложения, с которыми он прибыл в Анкару, являлись ультиматумом и не могли быть приняты.
Но если бы та дипломатическая работа, которая проводилась до этого визита, нашла бы свое логическое продолжение и речь шла бы о согласовании каких-либо конкретных моментов, то мы бы стали свидетелями той политической многоходовки, которая велась в предыдущие две недели. Но после того как Болтон изменил свой маршрут, посетив Израиль и получив там инструкции, отправился в Анкару, чтобы там их озвучить, это практически свело к нулю все предшествовавшие этому усилия американской дипломатии.
Когда Трамп говорил о выводе войск из Сирии, то, скорее всего, он не кривил душой и был искренен. Однако сразу же последовала негативная реакция Израиля. В Тель-Авиве заявили, что не видят смысла в выводе войск США из Сирии. И тогда Вашингтон переиграл свою позицию и наметившийся было позитивный тренд в развитии американо-турецких отношений застопорился.
Отказ Эрдогана от встречи с Болтоном говорит о том, что Турция чувствует себя достаточно уверенно, она не находится в Сирии в том положении, когда с ней можно говорить языком ультиматумов. Как раз наоборот.
Авторы и спонсоры проекта создания курдского государства «Рожавы» известны, и полагать, что Анкара будет сидеть сложа руки в ожидании, когда этот проект найдет свое физическое воплощение, было бы наивным.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать