• четверг, 28 Марта, 18:12
  • Baku Баку 13°C

Ашотян: «Армения – наглядный пример того, что может происходить в стране, в которой к власти приходят полуграмотные популисты»

05 февраля 2019 | 14:18
Ашотян: «Армения – наглядный пример того, что может происходить в стране, в которой к власти приходят полуграмотные популисты»
Беседа «ГА» с зампредом Республиканской партии Армении Арменом Ашотяном.
– Как вы оцениваете выступление премьер-министра Никола Пашиняна в Фонде Конрада Аденауэра, учитывая, что днем ранее в фонде принимали делегацию Республиканской партии Армении?
– Выступление Никола Пашиняна в Фонде Конрада Аденауэра было крайне неудачным. Налицо отсутствие стратегического видения, весь доклад был основан на охаивании и критике предыдущей власти с одновременным упоминанием всех тех достижений Армении, которые стали реальностью благодаря усилиям именно этой прежней власти под руководством Сержа Саргсяна. Такой раздвоенный подход, конечно, не может создать благоприятную атмосферу доверия среди зарубежных коллег. Нельзя вести внешнюю политику теми же методами, с тем же инструментарием, которые Пашинян нещадно эксплуатирует во внутренней политике. Европейцы, международное сообщество в целом ожидают от руководителя любой страны стратегической глубины и горизонтов. К сожалению, этого в выступлении премьера не было. Текст был построен на уровне дипломной работы магистранта факультета политологии. Приблизительно такое впечатление сложилось от доклада, качество которого явно оставляло желать лучшего.
Хочу напомнить, что в прошлом году с визитом в Армении была канцлер Германии Ангела Меркель, в этом году Никол Пашинян посетил Берлин. Суммируя результаты двух встреч на высшем уровне, в сухом остатке имеем всего лишь один договор о межвузовском сотрудничестве между Политехническим университетом Армении и Кельнским технологическим университетом. Согласитесь, что для премьера страны это слишком маленький результат. Этим результатом может гордиться министр образования, но никак не премьер-министр. Параллельно хочу напомнить, что как в Грузии, так и в Азербайджане немецкий капитал развивается, вкладывается в инфраструктурные энергетические проекты. У нашего нынешнего правительства не получается поднять инвестиционную привлекательность страны для иностранного капитала, в том числе и немецкого.
– Вы, так сказать, опередив премьера, уведомили общественность, что Германия до мая может ратифицировать соглашение Армения – ЕС, что старт либерализации виз будет дан в 2020 году, если правительство успеет завершить подготовительные работы. Как получилось, что ваши визиты – правительства и оппозиционной партии – почти совпали? Верны ли слухи о том, что европейские партнеры, приглашая теперь уже внепарламентскую оппозиционную партию, таким образом отдают предпочтение вашему опыту и профессионализму, вашим наработанным связям?
– Насчет сроков визитов прямого ответа я не дам, но, разумеется, ничего случайного не бывает. Подобное совпадение сроков визитов – тоже. Конечно, с разной программой – премьер представлял государство, а мы – нашу партию, будучи внепарламентской оппозицией, сохранив международные контакты и имея в арсенале множество идей, в том числе по развитию армяно-европейского сотрудничества. Учитывая, что мы являемся инициаторами, так сказать, стояли у истоков нового соглашения Армения – ЕС, нас, конечно, очень интересует, как этот договор будет ратифицирован, как он воплощается в жизнь в самой Армении.
Статус внепарламентской оппозиции лишает нас лишь одного инструмента: гарантированных Конституцией механизмов контроля в отношении правительства. Во всем остальном мы сохраняем нашу способность генерировать идеи, у нас есть широкие международные связи, в которых армянская общественность еще раз убедилась. И эти связи мы будем продолжать использовать во имя национальных и государственных интересов Армении и «Арцаха» (оккупированный Арменией Нагорный Карабах Азербайджана).
Вопрос о ратификации договора после смены власти в Армении был отодвинут на второй план. Подобная задержка во многих странах ЕС не может быть объяснена лишь их внутриполитическими причинами. У каждой страны, естественно, есть свои приоритеты, именно в этом и загвоздка. В том, что обещанная капитализация во внешней политике так называемой революции, смены власти или бунта, как хотите, не произошла и уже не произойдет, сомнений нет. Никол Пашинян потерял момент трансформации этой энергетики во внешней политике.
– У вас остаются опасения, что темпы работы нашего правительства, неопытность нового парламента, неумение пользоваться инструментарием парламентской дипломатии не позволят ратифицировать соглашение Армения - ЕС в 2019 году?
– Вопросы, связанные с соглашением Армения – ЕС, упираются не только в замедление ратификации. По всем прогнозам, все страны ЕС в конце концов, естественно, одобрят это соглашение. Вопрос – в сроках. В начале нынешнего года я первым в Армении поднял этот вопрос, завязалась общественно-политическая дискуссия, и, к сожалению, со мной согласилось руководство. Говорю «к сожалению», потому что я предлагал в своих выступлениях в том числе пути, возможности, методы акселерации этого процесса, которые так и остались невостребованными. А само новое руководство ничего более путного и логичного для акселерации, ратификации и имплементации этого документа предложить не в силах.
Ратификация этого соглашения важна в первую очередь с политической точки зрения, потому что, ратифицировав соглашение, страны ЕС и Европейский союз в целом дают ему полную юридическую силу. Это очень важно, учитывая вопросы формулировок нагорно-карабахской проблематики в этом соглашении. Очень важно, чтобы европейские партнеры вне зависимости от своей внутренней политической повестки опирались именно на новый, подчеркну, юридически обязывающий документ. Пока документ не ратифицирован со стороны ЕС, он не является юридически обязывающим со всеми вытекающими отсюда последствиями. В том числе возможной победы евроскептиков, возможного их удачного выступления на европейских выборах и других многочисленных вопросов европейской политики.
– Какие внутри- и внешнеполитические вопросы обсуждала ваша делегация в ходе визита в Германию? Ходят слухи, что эти обсуждения вызвали определенные неудобства для Пашиняна при его общении с депутатами Бундестага…
– Долгое время имидж нового руководства Армении строился на эксплуатации чувства эйфории, воспринимался обществом сквозь розовые очки. Естественно, мы во время своих визитов представляем альтернативную точку зрения на то, что произошло и происходит сегодня в Армении. Основной тезис понятен: это не бархатных ручек революция, это ежовые рукавицы потенциального авторитарного режима. Со всеми вытекающими отсюда последствиями – с несоблюдением основных свобод и прав граждан, наездами на прессу, желанием контролировать информационное поле, селективным преследованием политических оппонентов, использованием судебно-правовой системы в качестве дамоклова меча над потенциальными политическими соперниками.
– Недавно вы встречались с руководителем делегации Евронест Мхитаром Айрапетяном, делились с ним опытом. Станут ли такие встречи с руководителями наших парламентских делегаций на различных международных площадках правилом?
– Моя встреча с Мхитаром Айрапетяном произошла, подчеркну, по его инициативе. Думаю, это был правильный шаг с его стороны, считаю также правильным и свое участие в этом формате. Более того, считаю, что подобные контакты должны были быть закономерностью, а не исключением, потому что тот опыт, знания, нюансы внутренней европейской политической кухни, которые я сообщил своему коллеге, они, конечно, дорогого стоят. И исходя из интересов именно страны, государства, народа мы обязаны передавать информацию тем людям, которые в ней заинтересованы, чтобы они не узнавали эту информацию по примеру нашего премьера Никола Пашиняна, скажем, от азербайджанских коллег.
Я уверен, что любая смена власти в любой стране должна происходить не из рук в руки, а, так сказать, из головы в голову. Такой смены власти в Армении, к сожалению, не произошло. Из-за чего мы все являемся свидетелями многочисленных неудач нового правительства как во внешней так и во внутренней политике.
– Сейчас вы находитесь в Бельгии. С какой целью вы туда прибыли, какая намечена повестка?
– В Бельгии я как зампредседателя РПА и ответственный за международные связи нашей партии буду участвовать в очередном заседании политической ассамблеи Европейской народной партии. Естественно, у меня будут выступления, намечены многочисленные встречи как по внешнеполитической повестке, так и по ситуации в Армении.
Многие европейские коллеги начинают понимать, что за красочными фото- и видеорепортажами о так называемой бархатной революции в Армении на самом деле скрывался феномен роста политического популизма, характерный для всех европейских, и не только европейских, стран. И то разочарование, которое начинает выкристаллизовываться в армянском обществе действиями новых властей, является следствием именно того, что завышенные ожидания от несбыточных обещаний Никола Пашиняна рушатся и у сотен тысяч наших граждан остается горький осадок. Вот этот феномен глобального популизма, конечно, больше всего ударил по Армении. Наша страна является, пожалуй, наглядным примером того, что может происходить в стране, в которой полуграмотные популисты приходят к власти.
banner

Советуем почитать