• пятница, 29 Марта, 01:46
  • Baku Баку 7°C

Тест на доверие

11 марта 2019 | 17:25
Тест на доверие

ПОЗИЦИЯ
В российско-армянских отношениях явно что-то не так. В то время как первый заместитель председателя комитета по делам СНГ Госдумы России Константин Затулин в кулуарах заседания армяно-российского «Лазаревского клуба» в Москве заявляет, что нет официальных поводов говорить об ухудшении отношений между Арменией и Россией, из Еревана звучат совсем противоположные заявления.
«Россия не может более претендовать на менторский тон. Она растеряла право именоваться нашим настоящим другом и даже союзником. Ну не бывает таких союзников, которые являются основными поставщиками оружия для твоих врагов! И новому руководству Армении предстоит долгая, тяжелая, но неизбежная работа по доведению до Кремля простой истины - или они меняют свою политику, или теряют нашу страну», - пишут в эти дни армянские СМИ, явно недовольные политикой своего стратегического партнера в отношении Армении.
Период взаимного «узнавания» явно затянулся
Словно не замечая этого недовольства, Константин Затулин заявляет, что наступил и продолжается до сих пор период взаимного узнавания и установления режима доверия. «Мы проходим тест на взаимное доверие. И во взаимоотношениях между руководством наших стран, во взаимоотношениях с новыми политическими силами, которые взяли верх в результате внутриполитического процесса в Армении», - считает сей государственный муж, почему-то перечисляя, сколько состоялось встреч между руководством Армении и руководством России, но не говоря об их качестве. При этом явно умалчивая о несостоявшихся именно из-за нежелания российской стороны.
Затулин даже не пытается скрыть того, что многие сподвижники Пашиняна, да и он сам в предыдущий период в ходе своей парламентской деятельности, высказывали сомнения и даже неприятие членства Армении в ЕАЭС, сомнения в необходимости существования российской военной базы, членства в ОДКБ и т.д. Объясняя это тем, что они эту позицию изменили, то есть перекрасились на время - по необходимости. По мнению российского депутата, очень неудачным стартом было решение армянских властей о преждевременной смене генерального секретаря ОДКБ, которое породило прецедент - обсуждение этого вопроса затянулось в рамках ОДКБ и нанесло ущерб самой организации. «Речь идет не об ущербе российско-армянским отношениям, но об определенном вызове, кризисе - формальном, протокольном - в ОДКБ»,- врет Затулин и не краснеет.
О каком формальном кризисе может идти речь, если сами армянские СМИ и эксперты в один голос заявляют, что своими действиями Пашинян нанес урон международному имиджу ОДКБ и продолжает в том же духе, блокируя назначение кандидата от Беларуси?!
Напряженность в отношениях Ереван-Москва сохраняется
Москва считает власти Армении непредсказуемыми в возможных геополитических шагах. Поэтому, несмотря на звучащие из официального Еревана и Москвы заявления, что армяно-российские отношения протекают в нормальном русле, все еще нет уверенности в том, что это на самом деле так. Ведь еще совсем недавно ближайшее окружение Пашиняна забрасывало российское посольство тухлыми яйцами и требовало убрать с территории Армении российскую военную базу и пограничников...
Безусловно, несмотря на периодические и последовательные многочисленные «жалящие укусы», звучащие из Москвы на разных уровнях, разоблачительные сюжеты на российском телевидении, официальный Ереван будет продолжать поддерживать контакты с Первопрестольной. Но это не говорит о том, что правительству Пашиняна, которое явно намеревается отличаться от предыдущего, удастся добиться того, чтобы голос и влияние Армении были услышаны в Москве.
Армяно-российские отношения должны на самом деле стать стратегическими, считают в Ереване, полагая, что Россия должна потворствовать аннексионистской политике армян, а возможно, даже воевать на их стороне против Азербайджана. А иначе - зачем Армения входила в ОДКБ?!
Однако России такая постановка вопроса со стороны государства-флюгера не только очень не нравится, но и противоречит ее государственным интересам. Она не желает из-за весьма изменчивой в пристрастиях Армении портить отношения с Азербайджаном, который в предательстве не замечен и заблаговременно предпринял необходимые шаги, чтобы нивелировать все риски. Благо и политические, и экономические, и дипломатические ресурсы позволяют, чего не скажешь об Армении, которая мечется между Западом и Москвой, желая угодить всем и сразу.
Препоны - не только географические
А пока затулины уверяют Ереван в том, что более активное экономическое взаимодействие Армении с Россией - главная гарантия не только устойчивого социально-экономического развития страны, расположенной на южном фланге ЕАЭС, но также социально-политической стабильности в ней. При этом с российской стороны ни разу не звучало, что гарантом экономического развития Армении может быть только мир с Азербайджаном любой ценой. Иначе - гибель. Особенно если учитывать, что на современном этапе обоюдные заявления о взаимной приверженности тесному экономическому партнерству идут впереди конкретных решений по развитию такого партнерства.
Потенциальные возможности двустороннего (российско-армянского) и многостороннего (в рамках ЕАЭС) совместного инвестирования в производственные отрасли Армении ныне используются максимум наполовину, в ее производственную инфраструктуру - меньше 50%. При том что западный бизнес все более активно вкладывается, например, в добычу и переработку руд цветных металлов на юге страны.
Да и в армяно-иранском приграничье с конца декабря 2017 года действует свободная экономическая зона «Мегри», однако здесь пока доминируют иранские, а не российские производители и компании. Что касается взаимодействия, скажем, в Аграрно-промышленном комплексе, то крупных совместных проектов здесь пока тоже нет.
Очень многое, по оценке армянских экспертов, во взаимном экономическом сотрудничестве зависит от ценовой динамики российского газоэкспорта. Причем некоторые из них сетовали, что ввиду новых цен для Армении на российский газ с 2019 года внутриармянские цены на газ вскоре могут повыситься. То же касается единой газоценовой политики в рамках единого рынка газа в ЕАЭС, который в лучшем случае будет сформирован не раньше 2025 года. Да и общеблоковой концепции как не было, так и нет.
На политико-экономическое взаимодействие Армении и других стран-партнеров по ЕАЭС с РФ все активнее влияет антироссийская санкционная политика Запада, предусматривающая также санкции против стран и их компаний, сотрудничающих с РФ. Однако никто не предлагает Еревану присоединиться к ответным контрсанкциям Москвы. Почему? Потому что она не в команде, Еревану попросту не доверяют. Ведь Республика Армения в лице премьер-министра и спикера Национального собрания должна была публично выразить свою официальную позицию к санкционной войне Запада против России, стратегического союзника Армении. А иначе все эти высокопарные заверения в верноподданничестве не что иное, как декларативные скрепления. Иными словами, желание напустить туману.
Марьям ГУЛАМОВА
banner

Советуем почитать