• пятница, 26 Апреля, 18:02
  • Baku Баку 22°C

В ожидании больших инвестиций

20 сентября 2016 | 15:16
В ожидании больших инвестиций

ПЕРСПЕКТИВЫ
Буквально на днях Баку посетил глава миссии Международного валютного фонда (МВФ) по Азербайджану Мохаммед эль-Горчи. Во время переговоров с членами правительства было обсуждено немало интересующих обе стороны вопросов, в сухом остатке - полная удовлетворенность процессами реформ и вера в дальнейшее сотрудничество.
Как по писаному

Сразу после того, как наша страна начала «слезать с нефтяной иглы» и ступила «на тропу» оздоровления экономики, многие недоброжелатели поспешили вынести приговор народному хозяйству - вот, мол, девальвация съест последние валютные запасы, и останемся мы, как говорится, у разбитого корыта. Однако прошло более полутора лет с первого, наиболее опасного витка девальвации национальной валюты, теперь даже отпетым скептикам нечем крыть карту реформ, инициированных Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и признанных эффективными международным сообществом предпринимателей.
Буквально на днях с полным пакетом ознакомительных документов Баку покинула совместная оценочная миссия Всемирного банка (ВБ) и Международной финансовой корпорации (IFC), и это был не просто визит для галочки - гостям предстоит подвести итоги в рамках обновления показателей страны в ежегодном рейтинге Doing Business. Скорее всего, они будут улучшены ввиду… девальвации маната, поскольку, если быть объективными, именно корректировка курса национальной валюты сыграла решающую роль в стабилизации отечественной экономики после первого шока от удешевления нефти на мировых биржах.
Аналогичной точки зрения придерживается и эль-Горчи, который к тому же полагает, что именно просадка маната к американскому доллару помогла избежать чрезмерного накопления внешнего дисбаланса, восстановить конкурентоспособность и остановить процесс истощения валютных резервов, что частично было связано с прежним режимом валютного регулирования. Так что даже не в этом, а уже в минувшем году для того, чтобы лучше справляться с подобными шоками, политическое руководство страны рекомендовало перейти на новый режим валютного регулирования, что позволило отправить местную валюту в плавающий обменный курс в соответствии со спросом и предложением. По сути, это был единственный выход из создавшейся ситуации, поскольку снижение мировых цен на нефть быстро и напрямую влияет на сокращение доходов от экспорта в небольших государствах, на их прибыль от углеводородов, даже на прямые зарубежные инвестиции, трансферты из Государственного нефтяного фонда в госбюджет и даже, соответственно, на инвестиции по линии Минфина.
Правильный вывод
Глава государства, анонсировав предстоящие обсуждения в парламенте государственного бюджета на следующий финансовый год, говорил о необходимости внесения изменений в саму проблематику. Надо сохранить его социальную составлющую и основные траты (обороноспособность, наукоемкость, приоритеты просвещению), при этом сократить ту часть инвестиционных проектов, которую можно оставить на последующие этапы их реализации. Важна также целостность видения налоговой системы при формировании бюджета на последующие годы, прежде всего ориентированной на долгосрочную перспективу. Именно этот фактор во многом позволит уменьшить влияние низких и колеблющихся цен на нефть на госбюджет.
Помнится, прошлой осенью при формировании прогнозов нынешнего основного фискального закона правительство страны предупредительно взяло за основу консервативную оценку цены нефти на уровне $25 за баррель. Однако понятно, что в перспективе в центре внимания должен находиться не сам по себе выбор правильной цены нефти или правильного размера трансферта из ГНФАР из года в год. Основа такого типа позволит свести к минимуму воздействие колебаний цен на нефть, будет препятствовать проведению проциклической налогово-бюджетной политики и обеспечит устойчивость государственных финансов и внешнюю устойчивость.
К сожалению, существовавшая ранее система, покоящаяся на неуклонном пополнении золотовалютных резервов, полагалась на используемые от случая к случаю элементы, которые носили проциклический характер и были смещены в сторону чрезмерных, правда, необходимых государственных инвестиций и в недостаточной степени были ориентированы на долгосрочное состояние сальдо ненефтяной экономики. И это весьма ощутимо, тем более, что ожидания международных финансовых инвесторов, в том числе МВФ, относительно того, что снижение цен на нефть положительно отразится на состоянии мировой экономики, не оправдались. Повышения глобального спроса на углеводороды не произошло - хранилища забиты под завязку, сокращение добычи тоже не предвидится, тем более, что основные ресурсодобывающие страны не обладают серьезными заменителями и прочими экономическими рычагами пополнения бюджетов. Основные импортеры нефти, по всей видимости, также направили на сбережения большую часть средств, выигранных в результате снижения цен на нефть, чтобы восстановить свои слабые государственные балансы. Потому если присмотреться к тенденциям в этой сфере, можно констатировать дальнейший, слабый, конечно, но все же рост цен на углеводороды, в том числе и газ, привязанный к «черному золоту».
Так, среднесрочные прогнозы, приведенные в «Перспективах развития мировой экономики» МВФ до 2019 года таковы: в 2016, 2017 и 2018-м годах они составят соответственно $43, $50 и $53 за баррель, а может, чуть больше. Кстати, прогнозы национального госбюджета и проект концепции социально-экономического развития на следующий и предстоящие три года гораздо более прагматичны - при формировании перспектив статьи поступлений в народную копилку взята среднегодовая цена на нефть в $40 за баррель.
Положительный результат
Экономичность и трезвый расчет политического руководства Азербайджана сказались и на предпочтениях крупных зарубежных предпринимателей, в том числе, МВФ. Так, по итогам первого полугодия прямые иностранные инвестиции в отечественную экономику составили $3,8 млрд, а это в полтора раза больше, чем по линии Министерства финансов. Примечательно, что бизнесмены все больше тяготеют к ненефтяному сектору. Если раньше в добычу «черного золота» и в перспективные его разработки вкладывали 90% и более средств, ныне удельный вес этого сегмента существенно сокращен. Так, к 1 июля в нефть вложено 81,7% прямых иностранных инвестиций, а в ненефтяной сектор - $674,4 млн, а это ощутимый рост (40,7%) к прошлому году. Если сопоставить (по итогам минувшего финансового цикла прямые финансовые вливания иностранцев были на уровне $7,5 млрд), чисто арифметически получим рост к концу года, а оно так и будет - не зря зачастили в республику представители крупнейших кредитных структур.
Во-первых, сегодня мало государств, обладающих солидной подушкой финансовой безопасности, которым тот же МВФ мог бы без риска предоставить деньги. Во-вторых, международные банкиры намерены развить местную банковскую систему, подтянув ее под собственные стандарты. В числе подобных нововведений возможность отечественных банков воспользоваться примерно через год реестром обременения автомобилей, пароходов, поездов и самолетов. Соответствующий законопроект уже представлен на рассмотрение правительства страны, а после его принятия будет разработана электронная платформа реестра.
Что это даст?
Принятие законопроекта, прежде всего, позволит значительно улучшить ситуацию с проблемными кредитами, взятыми когда-то малыми и средними предприятиями (а это более 80% бизнесменов), которые теперь висят мертвым грузом и на них, и на банках. Предприниматели рады бы вернуть немалый должок, но нечем. Теперь залоговая стоимость движимого имущества будет на виду, банки будут знать, у кого за душой сколько, допустим, тракторов, и уже будут выдавать кредит не под честное слово, а под залог.
Кстати, буквально на днях исполнительный совет МВФ завершил рассмотрение доклада об очередной оценке устойчивости финансового сектора Азербайджана. В ее рамках правительство получило ряд лестных комплиментов. Судя по заключению крупнейшей финансовой структуры, страховой сектор страны не просто стабилен, но хорошо капитализирован и имеет высокую прибыльность, в отличие от многих стран той же Восточной Европы, не говоря уже о «желтом», «черном» и прочих континентах. В рамках этой оценки специалисты ВБ и МВФ проводили стресс-тесты (симулирование и экономическое моделирование поведения при снижении показателей), которые выявили высокую способность банковской системы страны противостоять рискам снижения общих показателей. Они показали, что даже при ухудшении показателей на 50-70 процентов (наихудший сценарий) банковская система не опустится до нулевого уровня капитала, а ее активы будут превышать обязательства, что считается очень хорошим показателем.
Главный вывод, который можно сделать из непрестанных встреч «финансовых акул» Запада с национальным правительством, - они намерены и дальше вкладывать серьезные деньги под государственные гарантии в расчете на то, что эти ресурсы будет не потрачены «налево», а послужат дальнейшему укреплению развивающейся экономики независимого Азербайджана.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать